Кликбейт (с англ. "click" — щелчок, "bait" — наживка) — это известные каждому сенсационные заголовки. Их цель — привлечь внимание читателя любыми способами, чтобы получить трафик. Именно из-за этого суть новости часто искажается, что приводит к ее недостоверности.

Кликбейт апеллирует к эмоциям и чувствам читателей, чаще всего — низкочастотным и примитивным. Такая реклама заставляет людей чувствовать возмущение, недоумение, азарт, соболезнование, жалость.

Для создания таких заголовков используют провокации, чтобы проще манипулировать читателем. Такие заголовки обычно очень искажают смысл самой новости, могут даже противоречить ей. Рекламодатели используют особый язык, который очень отличается от того, с помощью которого рассказывают о фактах.

Кому и зачем нужен кликбейт?

Кликбейт используют с целью заработать на рекламе, повысить трафик на ресурс, а также распространить вредоносный файл, чтобы получить данные пользователей. После того, как пользователь перейдет по ссылке, сайт, на котором она размещена, получает прибыль (оплату за клики или действия), а рекламодатель — трафик на свой сайт. За кликбейтом обычно стоит баннер, анкор, фотография, заголовок или видеоролик.

Пример такой рекламы вы видите ниже. В самом заголовке есть три признака кликбейта: местоимение “этот”, немотивированное использование многоточия и восклицательного знака, фраза “Ты не поверишь”. Ну и, конечно же, провокационная картинка, цель которой — привлечь внимание пользователя еще до того, как он прочитает заголовок.

Кликбейт

Кликбейты зачастую используют для следующих тем: волшебные лекарства, политика, личная жизнь скандальных звезд, ложные новости о смерти известных людей, острые проблемы, способы заработать легкие деньги, лайфхаки и другие сенсации.

Размещают такой контент на низкосортных ресурсах, цель которых — заработать любыми способами. Сюда относятся новостные сайты, порносайты и тизерные сети. Тизерная сеть — это биржа трафика, среднее звено между веб-мастером и заказчиком рекламы. Рекламодателю нужен трафик и он обращается к тизерным сетям. Владельцы предлагают свои сайты в качестве рекламных площадок и устанавливают на сайт специальный рекламный блок, с помощью которого получают доход от рекламы. Тизер, в свою очередь, это “кричащий” заголовок.

Дальше мы рассмотрим признаки, по которым вы сможете узнать кликбейт.

Признаки кликбейта

Кликбейт отличается тем, что в нем часто отсутствует сама суть информации, о которой можно прочитать, перейдя по ссылке. Вместо этого, читатель видит преувеличенный или искаженный факт, который может иметь двойной смысл. Очень часто пользователя мотивуют перейти по ссылке тем, что “там” он найдет доступ к уникальному и особенно ценному контенту, который чаще всего является дешевой уловкой.

Теперь давайте рассмотрим признаки кликбейта детальнее.

  • Построение интриги, не раскрывая сути самого посыла.
  • Наличие цитат из текста, которых на самом деле там нет. Таким способом рекламодатели пытаются достичь эффекта достоверной информации.
  • Слухи и громкие заявления, достоверность которых проверить невозможно.
  • Ничем не мотивированное обильное использование многоточия, восклицательных и вопросительных знаков.
  • Обращение к читателю на “ты”.
  • Использование пословиц, фразеологизмов, поговорок.
  • Наличие ярких эпитетов, гипербол, разговорных выражений.
  • Наличие указательных местоимений («эта», «этот», «эти»), чтобы сблизиться с читателем.
  • Использование предложений, бросающих вызов, например «Ты ни за что не поверишь».
  • Призыв быть первым, кто прочитает и сделает желаемое действие.
  • Использование шокирующего контента: заголовки, видео, фотографии с целью повышения переходов.
  • Использование неполных и незаконченных предложений.

Все вышеперечисленное относится к уловкам создания кликбейтных заголовков.

Стоит ли использовать кликбейт?

Поскольку такие заголовки задают читателю высокие ожидания, их использование не оправдано, если вам, конечно, важна ваша репутация. Обманом и такими розыгрышами вы не вызовете у читателя ничего кроме возмущения и неприятного чувства обманутости.

Если этическая сторона вопроса вас не волнует, давайте рассмотрим факты. Представьте, что вы посетили сайт с подобным заголовком, перешли по ссылке и наткнулись на откровенную ложь. Наверняка каждый из нас поступит одинаково — закроет вкладку. Для владельца сайта это грозит высоким уровнем отказов (bounce rate). Следовательно, поисковые роботы увидят, что пользователи не находят нужной информации на странице и закрывают ее. В результате, они опускают эту статью ниже в результатах поисковой выдачи, так как она не отвечает на вопрос пользователя. Таким образом можно быстро и легко потерять свои позиции. Ради переходов.

Аналогичная развязка ждет и тех, кто прибегает к этому методу на YouTube. Этот видеохостинг также использует вовлеченность зрителя для ранжирования роликов. Если просмотров много, но пользователи сразу закрывают видео или проматывают, это сигнализирует о невысокой релевантности. Следовательно, видео опускается ниже при ранжировании.

Facebook тоже борется с кликбейтом. Система анализирует заголовки на наличие шаблонных фраз, которые либо слишком преувеличивают, написанное в публикации, либо вовсе не раскрывают суть содержимого. Facebook проанализировал тысячи заголовков, чтобы научиться обнаруживать кликбейт. Таким образом, если публикация была уличена в использовании подобных уловок, в ленте отображаться она не будет.

Даже если вам удастся обойти наказания поисковых систем, не забывайте о баннерной слепоте. Пользователи давно научились подсознательно игнорировать рекламу на сайтах с целью снижения информационного шума. Поэтому, «достучаться» до читателя становится все сложнее, а с помощью таких дешевых тактик — практически невозможно.

Мы вовсе не рекомендуем совсем отказаться от кликбейтных приемов. Поскольку все они построены на знании психологии человека, а следовательно, работают, стоит их учитывать при создании заголовков. Только убедитесь, что после прочтения вашего контента читатель не почувствует себя глупым и обманутым, ведь после такого к вам навряд вернутся за очередной порцией «полезной» информации.

Для того, чтобы вы четко понимали, как выглядит кликбейт, ознакомьтесь с примерами в следующем разделе. Они помогут вам понять, как делать точно не стоит.

Примеры кликбейта

Оба заголовка на примере ниже относятся к кликбейтным. Давайте рассмотрим их по очереди. Ни один авторитетный новостной сайт или журналист не позволит себе писать пренебрежительно об известном человеке, поскольку их цель — донести информацию до читателя, а не проанализировать и сделать вывод вместо него. К тому же, в заголовке есть ошибки, то есть он был создан наспех. Стоит ли тогда ожидать достоверных фактов?

Второй заголовок обещает волшебную таблетку, что является самым ярким примером кликбейта. Автор умалчивает, что же именно поможет читателю, чтобы он скорее кликнул. Обращение к читателю на «ты» — ещё один признак кликбейта.

Кликбейт

В следующем примере первое, что наверняка, бросится в глаза, это завлекающая картинка, которая не имеет ничего общего с содержанием статьи. В ней рекламируют препарат, который якобы бесплатно выдают пенсионерам для лечения суставов. Интригующий заголовок и неоконченное предложения говорят о том, что это кликбейт.

Кликбейт

Заголовок статьи, который вы видите ниже, тоже относится к кликбейту. В статье нет фото матери Анны Заворотнюк — Анастасии Заворотнюк. Автор использовал фото бабушки девушки для того, чтобы привлечь внимание читателя, поскольку ввиду болезни Анастасии Заворотнюк ее семья хранит молчание и никаких фотографий не выкладывает.

Кликбейт

Теперь вы знаете, как определить кликбейт, самые распространенные его признаки, и что стоит за использованием этого метода. Выбор за вами, но цепляющий заголовок можно написать, основываясь лишь на фактах — это читатели ценят больше.

Также искали с "Кликбейт"
Оцените, насколько полезна статья "Кликбейт"

Оценка: 5 / 5 (17)

Новое

Начните пользоваться сервисом SendPulse прямо сегодня

Если вам интересно, что такое "Что такое кликбейт: определение, признаки, примеры", вам может быть интересен наш сервис рассылок.